28
Семь способов монетизации SaaS Конференция ISDEF 2012 Алексей Орап CEO, YouScan skype: alexeyorap @audac10us

Семь моделей монетизации SaaS

Embed Size (px)

DESCRIPTION

Презентация на конференции ISDEF 2012 про семь моделей монетизации SaaS проектов, их масштабируемость, преимущества и недостатки. Больше информации на http://saasdojo.com

Citation preview

Page 1: Семь моделей монетизации SaaS

Семь способов монетизации SaaS

Конференция ISDEF 2012

Алексей ОрапCEO, YouScan

skype: alexeyorap@audac10us

Page 2: Семь моделей монетизации SaaS

YouScan: лидирующий SaaS для мониторинга социальных медиа в

Рунете

• Мощная аналитика

• Командная работа

• Интеграция с CRM

Page 3: Семь моделей монетизации SaaS

SaaS и ПО: прибыль во времениТипичная разница

0

$

t

Page 4: Семь моделей монетизации SaaS

Экономика клиента в SaaS

Прибыль (n) = n x (ARPU – СTS) - CAC

n – месяц обслуживанияCTS = cost to serve (стоимость обслуживания)CAC = cost of acquisition (стоимость привлечения)

Page 5: Семь моделей монетизации SaaS

Например

Прибыль (3) = 3 x ($50 – $10) - $500 =

-$380

Page 6: Семь моделей монетизации SaaS

…или

Прибыль (3) = 3 x ($350 – $50) - $500 =

$400

Page 7: Семь моделей монетизации SaaS

Экономика клиента в SaaS

Прибыль (n) = n x (ARPU – СTS) - CAC

n – месяц обслуживанияCTS = cost to serve (стоимость обслуживания)CAC = cost of acquisition (стоимость привлечения)

Page 8: Семь моделей монетизации SaaS

SaaS – это не только подписки

SaaS SaaS Еже-месячные платежи

Еже-месячные платежи

Если вы используете только подписную модель, возможно, вы зарабатываете меньше чем можете

Page 9: Семь моделей монетизации SaaS

Семь способов монетизации

ПродуктыПродукты

УслугиУслуги РекламаРеклама

«Прицепы»«Прицепы»

ПодпискиПодписки ЭкосистемаЭкосистема

Сетевой эффектСетевой эффект

Lincoln Murphy, http://www.slideshare.net/sixteenventures/7-saas-revenue-streams

Page 10: Семь моделей монетизации SaaS

Сетевой эффектСетевой эффект

ПрицепыПрицепы

ЭкосистемаЭкосистемаПодпискиПодписки

Менее масштабируемые

ПродуктыПродукты

УслугиУслуги РекламаРеклама

Page 11: Семь моделей монетизации SaaS

… и более масштабируемые

ПродуктыПродукты

УслугиУслуги РекламаРеклама

ПодпискиПодписки ЭкосистемаЭкосистема

«Прицепы»«Прицепы»

Сетевой эффектСетевой эффект

Page 12: Семь моделей монетизации SaaS

1. Подписки

Достоинства Недостатки

Неограниченное масштабирование

Высокая стоимость привлечения

клиентов (CAC)

Предсказуемый денежный поток

Удержание/уход клиентов

Гибкость ценообразования

Нет больших предоплат

Минимально гарантированный

ежемесячный доход

Признание дохода только по мере оказания услуг

Аудитория для up-sell

ПродуктыПродукты

УслугиУслуги РекламаРеклама

«Прицепы»«Прицепы»

ПодпискиПодписки ЭкосистемаЭкосистема

Примеры:помесячные, квартальные, годовые подписки, за пользователя, за функциональность, за объем использования/транзакции

Сетевой эффектСетевой эффект

Lincoln Murphy, http://www.slideshare.net/sixteenventures/7-saas-revenue-streams

Page 13: Семь моделей монетизации SaaS

Подходы к ценообразованиюПробный период + платный пакет

Page 14: Семь моделей монетизации SaaS

Very often used in SaaS

Mailchimp, Basecamp, XERO, YouScan etc

See twitter.com/gofreemiumtwitter.com/nofreemium

Freemium = Free + Premium

Risk

High costs (support, servers)

Can’t monetize free users

Marketing benefits

Tap new segments

Word of mouth

Disrupt competition

Monetize indirectly (collective data, usage stats etc)

Increases company value (if potential strategic acquirer can monetize those users in some other way)

Page 15: Семь моделей монетизации SaaS

Подходы к ценообразованию1. Единый план

Probably, good when there’s only one typical customer segment / profile

Page 16: Семь моделей монетизации SaaS

Подходы к ценообразованию2. Несколько планов подписки

Pro’s:

Familiar for customers

Customers can predict budget

Predictable revenues for SaaS vendor

Con’s:

Customers sometimes mayfeel they are being “cheated”

Entry barrier: customer should decide on pricing plan BEFORE understandinghis real product needs

Plans should always be built around customers segments / perceived value !

Page 17: Семь моделей монетизации SaaS

Подходы к ценообразованию3. Pay-as-you go

See interview with Assistly VP Marketing on their pricing: http://sixteenventures.com/assistly-pricing-change-freemium

Pro’s:

Good to break “status quo” and disrupt competitors

Low risk for clients

Removes entry barrier: customer need NOT to decide on pricing plan at the beginning

Maybe good for up-selling

Con’s:

Some customers may perceive risk of unpredicted budget

More difficult to plan revenues for SaaS vendor

Clients will find a way to cheat you (?)

Page 18: Семь моделей монетизации SaaS

Подходы к ценообразованию4. Смешанный подход

Page 19: Семь моделей монетизации SaaS

2. ЭкосистемаПродуктыПродукты

УслугиУслуги РекламаРеклама

«Прицепы»«Прицепы»

ПодпискиПодписки ЭкосистемаЭкосистема

Примеры:Продажа white-label решения,API,продажа партнерских решений

Достоинства Недостатки

Неограниченное масштабирование

Возможно возникновение нежелательных зависимостей

Ценность для рынка/клиентов/парт

неров

Ослабление бренда

Доступ к смежным рынкам

Самостоятельный маркетинг для

создания спроса при продаже через

партнерские каналы

Сетевой эффектСетевой эффект

Page 20: Семь моделей монетизации SaaS

3. «Прицепы»ПродуктыПродукты

УслугиУслуги РекламаРеклама

«Прицепы»«Прицепы»

ПодпискиПодписки ЭкосистемаЭкосистема

Примеры:Платежи за обработку Платежи за настройкуСнижение себестоимости для вендора

Достоинства Недостатки

Высокая маржинальность

Не всегда применимы

Не привязаны к реальным расходам

Излишнее использование может вызвать

негативную реакцию со стороны клиентов

Снижение себестоимости

возникает как бонус для вендора при

увеличении масштаба (например,

скидки на хостинг)

Сетевой эффектСетевой эффект

Page 21: Семь моделей монетизации SaaS

4. Сетевой эффектПродуктыПродукты

УслугиУслуги РекламаРеклама

«Прицепы»«Прицепы»

ПодпискиПодписки ЭкосистемаЭкосистема

Примеры:Анонимные/агрегированные данные,Аналитика/исследования рынков,Сравнительные отчеты,API,маркетинг

Достоинства Недостатки

Полноценное использование

имеющихся данных

Вопросы приватности данных

Ценность растет нелинейно быстро

Заранее планировать механизмы сбора и обработки данных

Партнеры создают отчеты или

добавляют ценность данным через API

Необходимость соответствовать регулированию,

законодательствам

Сетевой эффектСетевой эффект

Page 22: Семь моделей монетизации SaaS

5. ПродуктыПродуктыПродукты

УслугиУслуги РекламаРеклама

«Прицепы»«Прицепы»

ПодпискиПодписки ЭкосистемаЭкосистема

Достоинства Недостатки

Могут быть маржинальными

Капитальные затраты

Могут создавать у клиентов

зависимость от решения

Высокая стоимость поддержки, доп.

затраты

Примеры:Устанавливаемая у клиента версия,Оборудование

Сетевой эффектСетевой эффект

Page 23: Семь моделей монетизации SaaS

6. УслугиПродуктыПродукты

УслугиУслуги РекламаРеклама

«Прицепы»«Прицепы»

ПодпискиПодписки ЭкосистемаЭкосистема

Примеры:Обучение, внедрение, консалтинг, обработка данных, обслуживание, кастомизация

Достоинства Недостатки

Могут быть высоко-маржинальными

Плохо стандартизируются

Высоко-специлизированные сервисы ценные для

клиента

Человеческий труд плохо

масштабируется

Высокая стоимость Отнимает ресурсы от развития более

масштабируемых способов

монетизации

Сетевой эффектСетевой эффект

Page 24: Семь моделей монетизации SaaS

7. РекламаПродуктыПродукты

УслугиУслуги РекламаРеклама

«Прицепы»«Прицепы»

ПодпискиПодписки ЭкосистемаЭкосистема

Только когда продукт изначально задуман для использования этой модели.

Клиенты – рекламодатели.

Достоинства Недостатки

Пользователи не должны платить

Плохо прогнозируется

Не надо убеждать пользователей в

ценности продукта

Обесценивает продукт

Сетевой эффектСетевой эффект

Page 25: Семь моделей монетизации SaaS

Семь способов монетизации

ПродуктыПродукты

УслугиУслуги РекламаРеклама

«Прицепы»«Прицепы»

ПодпискиПодписки ЭкосистемаЭкосистема

Сетевой эффектСетевой эффект

Lincoln Murphy, http://www.slideshare.net/sixteenventures/7-saas-revenue-streams

Page 26: Семь моделей монетизации SaaS

SaaS знания: быстрый старт

• Способы монетизации, подробней: http://www.slideshare.net/sixteenventures/7-saas-revenue-streams

• Три модели продаж SaaS:http://chaotic-flow.com/saas-startup-strategy-three-saas-sales-models/

• Метрикиhttp://www.forentrepreneurs.com/saas-metrics/http://www.forentrepreneurs.com/saas-economics-1/http://www.forentrepreneurs.com/startup-killer/http://smartsourcing.ru/blogs/

itogi_nekonferentsii_aas_predprinimateley_2011/687

• Концептуально:http://www.bvp.com/downloads/saas/

BVPs_10_Laws_of_Cloud_SaaS_Winter_2010_Release.pdf

Page 27: Семь моделей монетизации SaaS

saasdojo.com… coming soon

SaaS знания: быстрый старт

Credits to Lincoln Murphy

http://www.slideshare.net/sixteenventures/7-saas-revenue-streams

Page 28: Семь моделей монетизации SaaS

Алексей Орап. CEO, [email protected]

+7 (495) 644-3268 (RU)+38 (044) 206-4884 (UA)

skype: alexeyorap@audac10us

Cпасибо!