90
Считаем деньги или “Стратегическое планирование и комплексная оценка эффективности интернет-рекламы” Евгений Шевченко Интернет-агентство UaMaster Поисковая оптимизация и продвижение сайтов Харьков, 23 октября 2009 г.

Стратегическое планирование и комплексная оценка эффективности интернет-рекламы

Embed Size (px)

DESCRIPTION

Доклад на конференции "Поисковая оптимизация и продвижение сайтов". Харьков, 23 октября 2009 г.

Citation preview

Page 1: Стратегическое планирование и комплексная оценка эффективности интернет-рекламы

Считаем деньгиили “Стратегическое планирование и комплексная оценка эффективности интернет-рекламы”

Евгений ШевченкоИнтернет-агентство UaMaster

Поисковая оптимизация и продвижение сайтовХарьков, 23 октября 2009 г.

Page 2: Стратегическое планирование и комплексная оценка эффективности интернет-рекламы

Кто я / UaMaster• Работаю в онлайне с 1999 года• Глава жюри «ИР» на «Золотом PROпеллере» (2008) • Блоггер года (2008)• Преподаватель интернет-рекламы (КНТЭУ)• С 2004 года возглавляю ИМА UaMaster (член УАИР)• 250+ клиентов, 500+ рекламных кампаний• Организатор конф. «Интернет-маркетинг в Украине»• Лучшее в агентство Украине по результатам тестирования

Яндекса (2008)

Page 3: Стратегическое планирование и комплексная оценка эффективности интернет-рекламы

UaMaster принимал участие в РК для:

и многих других

Page 4: Стратегическое планирование и комплексная оценка эффективности интернет-рекламы

О чем это я сегодня?1. Медиапотребление в Украине:

неожиданные факты.2. Медиапланирование сегодня.3. Что такое эффективность?4. Считаем деньги.5. Делаем выводы.

Page 5: Стратегическое планирование и комплексная оценка эффективности интернет-рекламы

Кто все эти люди?• 57% мужчин (63% просмотров страниц)

• 66% в возрасте 16-34.

• Доступ из дома (84,7%) и с работы (46%)

• Киев (36,2%) и область (10%), Днепр (9,2%), Одесса (8%), Харьков(6%), Донецк (5,6%)…

• 66% работают (70% просмотров страниц)

Page 6: Стратегическое планирование и комплексная оценка эффективности интернет-рекламы

145

7

39

13

130

15

13

812

81

25

911

5052

75

0

25

50

75

100

125

150

TB Радио Internet Передв-е втранспорте

Посещ-есупермаркетов

.Чтение ежеднгазет

.Чтение еженеджурналов

Передв-е вметро

Посещ-екинотеатра

Население городов 50 000+, в возрасте от 12 до 65 лет в целом

Аудитория Internet (за полгода), проживающая в городах 50 000+, в возрасте от 12 до 65 лет

Динамика потребления медиа

Интернет забирает аудиториюу ТВ, радио и газет

Page 7: Стратегическое планирование и комплексная оценка эффективности интернет-рекламы
Page 8: Стратегическое планирование и комплексная оценка эффективности интернет-рекламы
Page 9: Стратегическое планирование и комплексная оценка эффективности интернет-рекламы
Page 10: Стратегическое планирование и комплексная оценка эффективности интернет-рекламы

ЭТО ВАЖНО!Интернет - это единственным медиа, с которым аудитория контактирует в рабочее время.

Page 11: Стратегическое планирование и комплексная оценка эффективности интернет-рекламы

Время использования

Данные TNS Ukraine, май 2007 г.

Офисные работнки

Page 12: Стратегическое планирование и комплексная оценка эффективности интернет-рекламы

Время использования

Данные TNS Ukraine, май 2009 г.

Офисные работнки

Page 13: Стратегическое планирование и комплексная оценка эффективности интернет-рекламы

Покупка, продажа, услугиРадио

Телевидение

Газеты / журналы

ИнтернетПогода

Интернет

Газеты / журналы

Радио

Телевидение

Расписание культурных событий (кино, театр, концерты)Радио

Телевидение

Газеты / журналы

Интернет

Источники информации

TNS Gallup Media M'Index 2007/2 полугодие - Москва

Для онлайн-пользователей интернет стал более значимым источником информации о товарах и услугах, чем все остальные, вместе взятые, медиа

47%

29%

12%

5%

8%

26%

55%

64%

4%

9%

41%

51%

Page 14: Стратегическое планирование и комплексная оценка эффективности интернет-рекламы

Где “ловить” ЦА?

Page 15: Стратегическое планирование и комплексная оценка эффективности интернет-рекламы

Медиа-планирование

Было: интуитивно, ковровым б.Сейчас: по аффинитиНачинаем: по социальным графам

Будет: по поведенческой модели и истории покупок

Page 16: Стратегическое планирование и комплексная оценка эффективности интернет-рекламы

Аффинитивный принцип

Page 17: Стратегическое планирование и комплексная оценка эффективности интернет-рекламы

Охват

Page 18: Стратегическое планирование и комплексная оценка эффективности интернет-рекламы

Соц. графы - как это работает?

ФильтруемАнкетныеДанные

ЦА:КиевМужчины, 35-45 лет

100% попадание в целевую

аудиторию!

P.S. География ЦА определяется по IP-адресу, а не анкетным данным.

Page 19: Стратегическое планирование и комплексная оценка эффективности интернет-рекламы

Киев, мужчины 35-45 лет…

Page 20: Стратегическое планирование и комплексная оценка эффективности интернет-рекламы

Специальные решенияна примере автомобильных или мобильных брендов

• Реклама автосервиса или мобильного контента – для владельцев заданных марок

Page 21: Стратегическое планирование и комплексная оценка эффективности интернет-рекламы

Возможности сетей ++Сайты с профилями пользователей позволяют таргетировать рекламу по:

Знаку зодиака

Цвету волос

Размеру груди

•Полу•Возрасту•Географии•Количеству показов

По любым анкетным данным!

Page 22: Стратегическое планирование и комплексная оценка эффективности интернет-рекламы

Что нам это дает?

Сергей,38 лет,

BMW 525iNokia E75

Михаил,24 года,

лыжи

Наталья,37 лет,

Кино, теарт

Маша,22 года,IPhone

• Blend-a-Med• Киевстар• Gillette Mac3• СТО BMW• Goodyear• Ноутбук HP• Софт для Е75

• Blend-a-Med• Киевстар• Venus Gillette• Спектакли, кино• Londa Color (для

закрашивания седины)

• Blend-a-Med• djuice• Gillette Mac3• Автомобиль KIA• Курорт в Карпатах• Магазин лыж

• Blend-a-Med• djuice• Venus Gillette• Ноутбук Mac Air• Софт для iPhone• Wella Flex (с

зеленым оттенком)

Page 23: Стратегическое планирование и комплексная оценка эффективности интернет-рекламы

О рекламе и оценке ее

эффективности

Page 24: Стратегическое планирование и комплексная оценка эффективности интернет-рекламы

• ПЛАНИРОВАНИЕ

Планирование

Page 25: Стратегическое планирование и комплексная оценка эффективности интернет-рекламы

Показ баннера

Page 26: Стратегическое планирование и комплексная оценка эффективности интернет-рекламы

Сбор и сведение статистики

Page 27: Стратегическое планирование и комплексная оценка эффективности интернет-рекламы

Отчёт

Page 28: Стратегическое планирование и комплексная оценка эффективности интернет-рекламы

Кампания закончилась

Спасибо за внимание

Page 29: Стратегическое планирование и комплексная оценка эффективности интернет-рекламы

Где же оценка эффективности?

Page 30: Стратегическое планирование и комплексная оценка эффективности интернет-рекламы

Что такое эффективность?

Page 31: Стратегическое планирование и комплексная оценка эффективности интернет-рекламы

Эффективность – это уровень соответствия результатов какой-либо деятельности поставленным задачам (1), а такжеРезультативность процесса, определяемая как отношение результата к затратам, обусловившим его получение (2).Но на самом деле…

Page 32: Стратегическое планирование и комплексная оценка эффективности интернет-рекламы

Версия РА или плохого маретолога: Сопоставление фактических и прогнозных показателей является количественным показателем эффективности рекламной кампании (1).

Версия владельца бизнеса, хорошего маркетолога: эффективность рекламной кампании выражается в дополнительной прибыли и достижении поставленных целей (2).

Page 33: Стратегическое планирование и комплексная оценка эффективности интернет-рекламы

Проблемав том, что агентство считает

CTR, CPC, CPM, позицию и т.д

.Рекламодатель –

продажи, прибыль, долю рынка

ЦИФРЫ

ДЕНЬГИ

Page 34: Стратегическое планирование и комплексная оценка эффективности интернет-рекламы

Шаги навстречу Или когда эффективностьможно мерятьвместе

Bruck-Up&

Shaggy

Page 35: Стратегическое планирование и комплексная оценка эффективности интернет-рекламы

Условие №1 (обязательное):

корректная постановка задачи

Page 36: Стратегическое планирование и комплексная оценка эффективности интернет-рекламы

Абстрактные, но узнаваемые

примеры

Page 37: Стратегическое планирование и комплексная оценка эффективности интернет-рекламы

Вариант 1Задача: нужно прорекламировать авиакассыРезультат: авиакассы прорекламированы

(повесили баннер, разместили контекст)

Оценка эффективности РА: показов 1234, кликов 321. Задача выполнена хорошо – CTR большой.

Оценка эффективности рекламодателя: и чо? А где бабло?

Page 38: Стратегическое планирование и комплексная оценка эффективности интернет-рекламы

Вариант 2Задача: нужно продать 100 авиабилетовРезультат: авиабилеты прорекламированы

Оценка эффективности РА: кликов 4321. Задача выполнена хорошо?

ОЭ рекламодателя: 123 продажи. Отлично!

Page 39: Стратегическое планирование и комплексная оценка эффективности интернет-рекламы

Вы уже запомнили, но все-таки:Цели обязательно являются конкретными и должны быть измеряемы (выражены в цифрах).

Page 40: Стратегическое планирование и комплексная оценка эффективности интернет-рекламы

Условие №2 (обязательное):

совместная оценка результатов

Page 41: Стратегическое планирование и комплексная оценка эффективности интернет-рекламы

Заказчик и исполнитель РК должны обмениваться

информацией В ОБЕ СТОРОНЫ

Page 42: Стратегическое планирование и комплексная оценка эффективности интернет-рекламы

Зачем это нужно

Промежуточная сверка достижения целей во время проведения РК позволяет путем корректировок добиться поставленных краткосрочных задач.

Оценка эффективности по результатам РК позволяет увеличить прибыль в следующих периодах за счет использования наиболее выгодных каналов коммуникации.

Page 43: Стратегическое планирование и комплексная оценка эффективности интернет-рекламы

От коней в вакуумек реальной жизни

• Агентство отдает отчет рекламодателю. А наоборот?

• Рекламодатель в среднем на выходе оценивает 2 цифры.

Вопрос: какие именно (из 40)?

Page 44: Стратегическое планирование и комплексная оценка эффективности интернет-рекламы

Обязательный ликбез

Page 45: Стратегическое планирование и комплексная оценка эффективности интернет-рекламы

Цели рекламы• поддержание товарооборота, стимулирование сбыта,

увеличение доли на рынке, получение определенной прибыли;

• формирование потребности в товаре;• формирование у потребителей определенного уровня

знаний о товаре или фирме;• формирование доверия потребителей к товару или

фирме;• формирование благожелательного отношения к фирме;• и другие.

Page 46: Стратегическое планирование и комплексная оценка эффективности интернет-рекламы

Оценка эффективности на различных уровнях

• оценка эффективности рекламной политики в Интернете;

• оценка эффективности отдельных рекламных кампаний в Интернете;

• оценка эффективности отдельных рекламных площадок, задействованных в рекламной кампании;

• оценка эффективности отдельных элементов рекламной кампании: рекламных носителей, концепций рекламных сообщений, мест размещения и т.п.

Page 47: Стратегическое планирование и комплексная оценка эффективности интернет-рекламы

Цели рекламной кампанииможно разделить на две большие группы:• коммерческие;• коммуникативные.

Page 48: Стратегическое планирование и комплексная оценка эффективности интернет-рекламы

Коммерческие цели• фактическое увеличение объема продаж;• прирост числа новых клиентов;• увеличение доли на рынке;• и др.

Коммуникативные цели• повышение узнаваемости марки/товара/фирмы;• формирование благожелательного отношения к

марке;• и др.

Page 49: Стратегическое планирование и комплексная оценка эффективности интернет-рекламы

Требования к критериям эффективности рекламы

• объективность;• измеряемость;• соответствие поставленным задачам и

ситуации на рынке;• ограниченность во времени.

Page 50: Стратегическое планирование и комплексная оценка эффективности интернет-рекламы

Также как и цели, эффективность рекламы делят на две составляющие:коммуникативная и экономическая эффективность.

Page 51: Стратегическое планирование и комплексная оценка эффективности интернет-рекламы

Показатели для оценки

коммуникативной эффективности

• Число показов• Число уникальных показов• Частота показа• Пересечение аудиторий• Число кликов• Число уникальных кликов• Замеченность• Запоминаемость• Узнаваемость• Число уникальных пользователей• Число посещений• Число новых пользователей• Географическое распределение пользователей• Число просмотров страниц• Число действий• Пути по сайту• CTR• Частота клика• Частота посещения• Глубина просмотра• Длина посещения

Page 52: Стратегическое планирование и комплексная оценка эффективности интернет-рекламы

Показатели для оценки

экономической эффективности

• Стоимость размещения рекламы• Число действий• Число клиентов• Число заказов• Число продаж• Объем продаж• CPM• CPUI• CPC• CPUC• CPUU• CPV• CPA• CPO• CPS• CPCr• Частота заказа• Средняя сумма покупки• Среднее число продаж на каждого клиента

Page 53: Стратегическое планирование и комплексная оценка эффективности интернет-рекламы

Ситуативный анализ

• 1 просмотр страницы на пользователя – это хорошо или плохо?

• Низкий CTR на контексте - плохо?

Любые данные нужно трактовать (объяснять).

Возвращаемся к задачам: сегодня считаем клики, завтра показы.

Page 54: Стратегическое планирование и комплексная оценка эффективности интернет-рекламы
Page 55: Стратегическое планирование и комплексная оценка эффективности интернет-рекламы

Главный критерий:

ROI = доп.прибыль/вложения > 1

Критерии оценки эффективности

Промежуточные показатели

•Количество переходов на сайт•Количество звонков в офис•Количество заказов•Количество заполненных форм/регистраций•Отзывы клиентов/результаты опросови т.д.

Page 56: Стратегическое планирование и комплексная оценка эффективности интернет-рекламы

Следующий слайд –самый главный

в этой презентации!

Page 57: Стратегическое планирование и комплексная оценка эффективности интернет-рекламы

САМЫЙ ВАЖНЫЙ СЛАЙД!• Clients + ROI (ROMI) = прагматичный• CPMU + охват = медийный• CPC + CR = продающий• Изменение уровеня проинформированности +

бюджет = коммуникационный• Или любые другие комбинации (от задач)

Конечно, показателей не обязательно должно быть 2.

Page 58: Стратегическое планирование и комплексная оценка эффективности интернет-рекламы

Медийка: кейсКлассный баннер товара + лого магазина. Переходов по баннеру много, CTR высокий. Продаж – мало, CR низкий. Все плохо?

После запуска медийной рекламы CTR в “контексте” по общим запросам (категории товаров) вырос в 2 раза. Конверсия увеличилась в 1,5 раза.Эффективность медийки здесь уже 2 числами не опишешь.

Page 59: Стратегическое планирование и комплексная оценка эффективности интернет-рекламы

Итак, повторим:

• Начинаем с постановки цели• Выбираем 2 ключевых показателя,

характеризующие достижение цели, работаем на них

• РА и рекламодатель обмениваются информацией

• Аналитический отчет содержит толкование ключевых и воспомогательных показателей

• Все счастливы

Page 60: Стратегическое планирование и комплексная оценка эффективности интернет-рекламы

Конец первой серии

Page 61: Стратегическое планирование и комплексная оценка эффективности интернет-рекламы

Кому интернет нужен как инструмент …?

• увеличения продаж,• формирования имиджа,• управления общественным мнением,• увеличения узнаваемости ТМ,• коммуникации с контрагентами,• других маркетинговых задач.

Page 62: Стратегическое планирование и комплексная оценка эффективности интернет-рекламы

Кому интернет ПОЧТИ не нужен:• 2/3 товаров с неэластичным спросом (исключения –

лекарства, бензин, …).• Товары с ценой менее 200 грн. и низкой вероятностью

повторной покупки.• Компании с маленьким радиусом обслуживания (багетная

мастерская, несетевой продуктовый минимаркет).• Ваша ЦА – 55+ лет.• Монополия.• И еще несколько случаев.

Page 63: Стратегическое планирование и комплексная оценка эффективности интернет-рекламы

Почему «ПОЧТИ не нужен»• Если не клиенты, то контрагенты• Еще есть СМИ• Немаркетинговые бизнес-процессы

Page 64: Стратегическое планирование и комплексная оценка эффективности интернет-рекламы

Какие онлайновые инструменты будем

использовать?

Page 65: Стратегическое планирование и комплексная оценка эффективности интернет-рекламы

Каналы интернет-рекламы- Веб-сайт (корпоративный, промо, …)- Медийная (баннерная) реклама- Контекстная реклама- Поисковая оптимизация- Размещение новостей и статей- Рассылка писем- Подпись в письмах- Игры- Открытки- Размещение прайсов/информации- Доски объявлений- Блоги, форумы- и пр.

25+

Page 66: Стратегическое планирование и комплексная оценка эффективности интернет-рекламы

Как рекламируются?• Нужно рекламировать «Товар А»• Есть бюджет «N денег» на рекламу «бренда B»

Что из этого получается?

Page 67: Стратегическое планирование и комплексная оценка эффективности интернет-рекламы

Делим бюджет (медийка)• Бюджет: 100 000 грн. (на месяц)

Сколько получим клиентов?

Page 68: Стратегическое планирование и комплексная оценка эффективности интернет-рекламы

Делим бюджет (медийка)• Бюджет: 100 000 грн. (на месяц)• CPM, например, 20 грн.• Показов: 5 млн.• Частота, например,: 3• Охват: 1,66 млн. человек• CTRU, например,: 0,3%• Кликов: ~5000• Конверсия, например: 3%• Заказов: ~150

Page 69: Стратегическое планирование и комплексная оценка эффективности интернет-рекламы

Что забыли посчитать?

Page 70: Стратегическое планирование и комплексная оценка эффективности интернет-рекламы

1.Стоимость одного клиента

2.ROI

100000 /150 = 666 грн.

А я не знаю :)

Page 71: Стратегическое планирование и комплексная оценка эффективности интернет-рекламы

Как правильно

Поставим все с ног на голову!

Вспомните вчерашнюю историю о поставновке задачи

Page 72: Стратегическое планирование и комплексная оценка эффективности интернет-рекламы
Page 73: Стратегическое планирование и комплексная оценка эффективности интернет-рекламы

Вот так!• Нам нужно N Клиентов• Какая у нас сегодня конверсия?• Какая нам нужна посещаемость на сайте?• Какой у нас был CTR последней кампании?• Рассчитали охват• Умножили на частоту• Взяли цену• Узнали свой бюджет• Посчитали стоимость 1 клиента

Page 74: Стратегическое планирование и комплексная оценка эффективности интернет-рекламы

Момент принятия решения о

целесообразности использования

коммуникационного канала

Page 75: Стратегическое планирование и комплексная оценка эффективности интернет-рекламы

В каком случае это правило не работает?

Page 76: Стратегическое планирование и комплексная оценка эффективности интернет-рекламы

Правило не работает, если на каком-то из этапов методика

не верна

Например, «формула» конверсии справедлива для интернет-магазинов, банков

или автодилеров, но не подходит для сегмента FMCG,

новостных сайтов и пр.

Page 77: Стратегическое планирование и комплексная оценка эффективности интернет-рекламы

Не баннерами едиными…Аналогично считаем стоимость для каждого инструмента:•Баннер•Контекст •Поисковая оптимизация•Другие

«Формулы» будут отличаться!

Page 78: Стратегическое планирование и комплексная оценка эффективности интернет-рекламы

Например, контекст• Хотим 100 клиентов• Конверсия, например, 2%• Надо 5000 посетителей• Цена за клик, например,: 0,37 грн.• Бюджет: 1850 грн.• Стоимость за клиента: 18,5 грн.

Page 79: Стратегическое планирование и комплексная оценка эффективности интернет-рекламы

Что на этот раз забыли учесть?

Page 80: Стратегическое планирование и комплексная оценка эффективности интернет-рекламы

Целевая аудитория гранична• Всего: 7,3 млн интернет-пользователей• Из них охватить контекстом можно…• При помощи медийки (см. Gemius Explorer)• В блогах …

Фактически существует естественный лимит бюджета, ограниченный размером вашей ЦА

Page 81: Стратегическое планирование и комплексная оценка эффективности интернет-рекламы

Ограничения инструментов стимулируют использовать микс• Контекст хорошо продает, но не формирует

спрос. Ограничен объем.• Медийка – работает долго (отложенный

спрос), но дороговастенько.• SEO – дешевые посетители, но результат –

через ~3 месяца.• И так со всем.

Page 82: Стратегическое планирование и комплексная оценка эффективности интернет-рекламы
Page 83: Стратегическое планирование и комплексная оценка эффективности интернет-рекламы

Не все йогуртыодинаково полезны

• SMM и SMO – опасносте!!!111• Вирусная реклама• Twitter• Прочие “экзотические” инструменты

Page 84: Стратегическое планирование и комплексная оценка эффективности интернет-рекламы

Самое сложноеНужно попытаться посчитать кросс-медийный эффект: вспоминаем вчерашний кейс «медийка + контекст»

Еще сложнее: если конверсия «совсем» в офлайне – мороженое Dolce Italia

Если онлайн генерит малый процент продаж

Page 85: Стратегическое планирование и комплексная оценка эффективности интернет-рекламы

Еще немного теории• Сайт-центрик реклама• Самодостаточная реклама• Смешанный тип

(голосуем за последний вариант?)

Page 86: Стратегическое планирование и комплексная оценка эффективности интернет-рекламы

Еще два обязательных условия1. Помните о Landing Page2. Качество креатива• Выгода (не только материальная)• Смешно (юмор)• Котята (котята)• «Сиськи» (секс)• «Мясо» (насилие)• Зависть (luxury товары)

Page 87: Стратегическое планирование и комплексная оценка эффективности интернет-рекламы

Вопрос:Как вы оцениваете эффективность контекстной рекламы?

Ответы:

1. отслеживаю продажи клиентам через интернет-статистику:

2. опрашиваю новых клиентов, откуда про нас узнали:

3. сначала вел учёт, убедился в эффекте и сейчас не замеряю:

4. оцениваю общее изменение объёма продаж после подключения рекламы:

5. целенаправленно не оцениваю, но чувствую эффект по многим показателям:

6. пока не могу оценить эффект:

Источник: АЦ ЗАО «Бегун»

22.01%

18.87%

6.60%

16.35%

10.38%

25.79%

И последнее (не по важности)

Page 88: Стратегическое планирование и комплексная оценка эффективности интернет-рекламы

Повторим• Данные по предыдущим кампаниям• Не бойтесь считать• Оценивайте ВСЁ по инструментам• Сделайте общий прогноз канала• Оцените бюджет• Помните о потолке ЦА• Будьте счастливы!

Page 89: Стратегическое планирование и комплексная оценка эффективности интернет-рекламы

Акция! Три совета по увеличению эффективности вашей контекстной рекламы – бесплатно! Напишите на [email protected] «хочу три совета по контекстной рекламе» - и мы свяжемся с вами.

Page 90: Стратегическое планирование и комплексная оценка эффективности интернет-рекламы

С удовольствием отвечуна Ваши вопросы

Евгений Шевченко[email protected]

Заказать рекламу: http://uamaster.com

Мой блог: http://ace.kiev.ua